Ох, если бы я знал, что потрачу 1.5 года регулярной работы на эту модель, то я бы… все-равно за нее взялся) Из коробки такую модификацию никто не предлагает, да и вообще на момент 2023 года предлагался только один набор Т-90М от Tiger в версии 2017-2021. Сам набор хороший, не без недостатков (как и все), но точно не плохой. Есть в нем лишь один шокирующий меня недостаток – впервые встретился с набором, в котором орудие не склоняется по вертикали. Сейчас (2025) вот-вот выйдет еще два, но что они из себя представят – «будем посмотреть». Если у кого-то орудие склоняется – это будет уже жирным преимуществом.
Начнем с простого. Гусеницы из набора не верные, предыдущего поколения. Хотя разница лишь в двух отверстиях на каждом траке, однако вполне заметных. В общем заменяем гусеницы. Я выбрал напечатанные на 3D принтере, наборные от GE Models. Тем более в комплекте с ними шли правильные и куда более детальные ведущие звездочки, которые тоже надо менять. Так как производитель почил в бозе, то вам теперь точно надо выбирать альтернативы. Благо они есть и по гусеницам, и по звездочкам.
Следующая обязательная программа - установка конверсионной и корректирующей смолы. Может и не сверхсложный сам по себе процесс, но требующий предельной аккуратности. Чуть сточишь или срежешь лишнего и уже качественно не восстановишь, а если недостаточно – деталь встанет криво-косо, видел неудачные попытки у коллег-моделистов. Самое сложное – крылья, баки и ВСУ.
Установка кормовой ДЗ тоже не тривиальная задача. Блоки ровно собрать само по себе не просто, но и закрепить сразу на корпус недопустимо. Иначе как потом в этом узком пространстве красить и прокладывать трос. Решение подсмотрел на канале
Mikhail's Moments. Состоит оно в том, чтобы сделать из проволоки штифты в кронштейнах ДЗ, а в ответной части в корпусе просверлить отверстия. После всех работ по окраске достаточно добавить клея и вставить штифты в отверстия.
Набор фототравления от Microdesign не однозначен. Понятно, что если строить сверхдетализированную модель, то без него не обойтись. И альтернатив пока нет. Ажурные, тонкие элементы в наличии и вполне собираемы. С другой стороны, чувствуется более низкое качество, чем у китайцев и в некоторых случаях требует невероятной изворотливости в попытке это чудо собрать. Есть «замыленные» детали, особенно шляпки болтов. Есть невероятно переразмеренные, как например пряжки ремней. Пришлось каждую из них обрезать и переделывать, а это десятки деталек толщиной в 0.1мм. Есть детали, которые просто по геометрии никак не встают и их тоже нужно модифицировать (например, некие крепления к передним крыльям и НЛД). Самая объемная работа, очевидно, с ремнями и их защелками. Даже срезать аккуратно и незаметно их с пластика уже не тривиальная задача. А потом еще собрать все эти защелки и приклеить так же аккуратно. Не работа, а вызов! Многие отказываются от этого и просто игнорируют ремни, но я решил не сдаваться:) Зато благодаря травлению можно собрать панорамный прицел командира (ПК ПАН «Соколиный глаз») с внутренностями! Мой содержит имитацию оптических элементы за фронтальным тонированным стеклом. На некоторых фотографиях это видно, поблескивает).
Раз пошла речь о прицелах, то сразу скажу - знаю, что открытый прицел-дублер наводчика вместе с открытым основным ПНМ-Т неуместен. Но очень хотелось это показать, как эффектные элементы. Поэтому надо воспринимать как художественное допущение: откроем всё!
Поговорим о самоделе. Сделал круглые «стекляшки» для четырех камер кругового обзора, три из которых на штанге метеостанции, а одна спряталась между мешками ДЗ по правому борту башни. А вот оптику датчиков лазерного облучения решил сделать в закрытом виде, с резиновыми крышками, в связи с чем к каждой крышке провел удерживающий её тросик. Еще проволока понадобилась для имитации проводки к фарам и разветвителям недалеко от них, а также для имитации омывателей всех смотровых приборов типа «триплекс».
Фары собрался сделать открытыми, тут меня ждала подстава от производителя. Прозрачные детали-то есть, но вот только конструкция там такая, что внешнее стекло с корпусом фары склеивается по принципу «шип-паз». Сложно объяснить, это надо видеть или смотреть инструкцию. В общем суть в том, что если этот шип оставить, то его видно будет через прозрачное стекло. Пришлось срезать и шлифовать до зеркального блеска. Кроме того, на фаре нет характерной расшивки (горизонтальные и вертикальные линии). Сделал ее сам. В итоге всё получилось вполне себе замечательно. Ну и клетки для обеих фар изготовил из проволоки самостоятельно.
Из листового пластика изготовил отбойники бортовых контейнеров ДЗ. Это такие треугольники с креплением, стоящие перед первым фронтальным контейнером с каждой стороны корпуса. Также пластик пошел на изготовление бортика вокруг погона башни, увеличения высоты неких «наплывов» по бокам от люка механика-водителя и исправления геометрии левой скулы башни и заднего правого угла корпуса.
Отдельное испытание – установка буквально десятков п-образных скоб креплений, очень мелких и разбросанных по всему танку. Часть из травления, часть проволока. Я добавил их даже на решетчатые экраны на корме башни, куда впоследствии крепились ремешки башенной ДЗ в мягких чехлах. Кстати, о них. 24 «мешка», а значит 48 ремешков. Изготовил их из малярного скотча и приклеил каждый к своей скобе.
Антидроновое средство РЭБ «Волнорез» нужно было правильно установить. С возможными вариантами установки мне помогла найденная в интернете инструкция к настоящим «Волнорезам», а проводку проложил на основе фотографий.
Купил отдельно и добавил буксировочные серьги спереди. Часто видел их на фото, дополнительная индивидуальность модели. Попробовал законтрить их шпонками из проволоки 0.2мм, что-то похожее получилось.
Замена стволов и стволиков, как и антенн – это уже процедура по-умолчанию. Могу лишь добавить, что современные орудия с их кожухами термозащиты, эжекторами и креплениями сильно фактурней, чем образцы WWII. И приходится повозиться с этим. Пулемету добавил пулеметную ленту: с одной стороны с патронами, с другой уже, логично, пустую. Что касается антенн, то тут современка содержит уже не только аналоговые, но и цифровые антенны. В данном случае антенна ПТК из набора была слишком «мыльной», и я тоже решил ее заменить на точеную.
В грузовую нишу на корме башни закрепил масксеть в свернутом виде.
Подбашенные сетки, те, что с грузиками – достойны отдельной главы. Сколько времени и нервов они мне съели, но результат того стоил) Дело в том, что идущие из набора в форме травления меня категорически не устраивали. Во-первых, они не трехмерные, а плоские. Во-вторых, размер не тот и вообще выглядят не натурально, не так, как должны. Это очень заметно. Настолько, что лучше вообще их не ставить, чем ставить как есть. Но эти сетки, это же ярчайшая фишка версии «М». Мне не давало это покоя и пришлось запустить целый отдельный проект по этим сеткам. Я обмерил всю башню, осмотрел все фотографии на тему и составил точный чертеж этих сеток. После чего обратился к товарищу, который помог это всё замоделить и напечатать на 3D-принтере. Получилось не с первого раза, пришлось корректировать, но в итоге мы всё победили. Приятная новость в том, что до отвердевания ультрафиолетом эти сетки после печати довольно гибкие и их можно спокойно устанавливать, как есть. Тогда если их случайно заденешь (а толщина «ниток» 0.2мм, очень хрупко), то они не порвутся. Что в принципе имитирует поведение настоящих сеток. Моя ошибка была в том, что я решил их полимеризовать, т.е. придать твердость ультрафиолетом. Я думал так будет лучше, но так стало значительно хуже. Впереди были еще месяцы манипуляций с окраской, а задеть эти сетки крайне просто из-за того, что башню держать в руках очень сложно с ними. В итоге я обломал и переделывал заново 80% сеток, кошмар. Но когда ставил новые, уже оставлял их «сырыми», гибкими. И это уже было очень правильным решением. Рекомендую. Кстати, с осени 2024 года Miniarm выпускает точно такие же сетки по точно такой же технологии. Не знаю, насколько классно у них получилось, в руках не держал. Но теперь у вас есть возможность приобрести этот товар, а не заниматься R&D, как я.
К окраске. Не буду повторяться и описывать многоэтапную окраску, которую использую каждый раз. Остановлюсь лишь на том, что было сделано впервые или только здесь.
Старался с эффектами изношенности работать еще меньше, чем с ними же для танков WWII. Хотелось таким образом подчеркнуть современность техники. Например, ржавые сколы вообще не использовал, ее на живой современной технике практически не увидишь. Только на брошенной и давно. А вот до гладкого металла сколы есть. Там, где элементы из алюминия, наносил сколы с цветом именно алюминия. И в целом я не люблю делать очень грязные танки или поломанные, мне нравится близкий к музейному вариант, комплектный, но со следами жизни. Делаю их крайне тонко, в масштабе, аккуратно и деликатно. Наиболее подходящий сценарий – учебная машина, которая только что вернулась с учебного проката.
Впервые использовал знакомый всем авиатором эффект марблинга методом трафарета. Тренировался на кошке, потом с трясущимися руками на Т-90М. Зря переживал, получилось хорошо и теперь я всегда буду его использовать. Сразу придает живой, натуральный вид. Хоть и добавляет трудоемкости.
Рисунок деформирующей окраски буквально повторял по фотографиям. Нет ни одного полностью идентичного Т-90М в камо, так как наносится руками с краскопульта, но на любом танке этот рисунок имеет одну и ту же схему. Для аутентичности стоит заморочиться.
Сейчас описываю, вспоминаю, и сам не верю, что всё это делал. А ведь точно что-то забыл)