2024
1:35 Trumpeter 05591
Легенда
Большой калибр на самоходной наземной технике редко, но встречается. А вот такой огромной, мощнейшей, впечатляющей бронемаски орудия в серии я не припомню. В совокупности со смещением от центра, грубыми и прямыми углами рубки, широкими «лаптями»-гусеницами это придает неотесанный, максимально брутальный вид первобытного титана. Не хватает еще щетины их крупных заклепок по всему периметру, но это уже что-то из динозавров Первой мировой войны. Нам, людям постсоветского пространства, ИСУ-152 примелькалась. Но, если абстрагироваться, легендарная машина имеет действительно уникальный и впечатляющий вид. Этим она меня и влекла, пришло время собрать.

Для кого-то может быть сюрпризом, но у ИСУ-152 было много попыток модернизации, как тупиковых, оставшихся на уровне прототипа, так и массовых.
Мой выбор пал на одну из массовых, под литерой «К». Этот вариант модернизации «Зверобоя» продлил службу ветерана далеко за пределы Великой Отечественной войны аж до начала 80-ых годов!

В деталях отличия этой модернизации весьма существенны, и они видны даже внешне. Самое существенное это замена двигателя на более современный В-54 (разработан под Т-54) и как следствие полное изменение надмоторной плиты с эжекторами вместо выхлопных патрубков. Кроме этого, из ярких внешних отличий: дополнительные баки, установленные друг над другом; установлены гусеничные подкрылки по образцу ИС-2М и брызговики; установлены новые ящики по бортам для возимого имущества; изменена крыша рубки и заменена командирская башенка; добавлено кольцо на маске орудия; гусеницы от Т-10; установлен ПНВ и инфракрасный прожектор. Другие внутренние изменения, незаметные на модели, не упоминаю.
Стройка
Не все особенности конструкции можно понять по современным фотографиям. Большинство самоходок модификации «К» стоят в виде монументов, множество оборудования с них снято, иное заварено, что-то восстановлено не в оригинальном виде, что-то оторвано и утеряно, что-то закрашено во много слоев. В общем стандартные в таких случаях проблемы оригинального вида.

Думаю, именно этим объясняется самая вопиющая ошибка Trumpeter – заваренные наглухо триплексы. Я долго не понимал, как можно смотровые приборы сделать глухими, пока не увидел множество фотографий самоходок в виде памятников. Там как раз их заварили. Вероятно, по заказу китайского производителя кто-то делал лазерное сканирование образца и забив и не понимая устройство самоходки просто сделал модель под пресс-формы как есть. Миниатюрная подруга-стамеска поможет вернуть проем в козырьке триплекса, а восстановить сами приборы внутри вполне по силам. В командирской башенке тоже на триплексы производитель забил. Но там проще, там хотя бы отлиты ниши под «стекляшки». Оптика - одна из самых ярких деталей модели БТТ, поэтому это стоит того.

В чем-то помогают исторические фотографии, но повторюсь, модификация послевоенная, фотографий мало, в основном в пораженном виде во время Венгерской революции 1956 года. Более чем спустя 10 лет после окончания Второй мировой войны ИСУ-152 вновь участвовала в боестолкновениях.

Разобраться в редких нюансах, особенно тех, что присущи только этой модификации, помогло издание 1973 года «Самоходные артиллерийские установки ИСУ-152М и ИСУ-152К. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». Очень полезная находка, давшая ответы на многие вопросы. Например, я не мог разобраться с дополнительными кормовыми топливными баками. В этой модификации они расположены в два этажа, в отличии от всех остальных советских машин, где баки идут в ряд. Оказалось, что верхний ряд не имел топливных шлангов, эти баки являлись изолированным хранилищем топлива. Видимо подразумевалась перекачка из верхних баков в нижние самим экипажем, в случае надобности. Сочленение с топливной системой имели только нижние баки. Кроме этого, инструкция помогла разобраться с уникальным для этой модификации размещением бревна самовытаскивания и его креплением, а также креплением БДШ на корме. Ну и раскрыл для себя загадку, что за кронштейн в виде квадратной рамки на левой скуле рубки. Это крепление насоса для накачки жидкости и воздуха в противооткатном механизме основного орудия.

Производитель предлагает только одну ходовую фару. И без какой-либо защиты и проводки. Но вообще-то там должно быть две фары, вторая инфракрасная для ПНВ. Защиту блока фар я изготовил самостоятельно, из проволоки. И характерную проводку вместе с разветвителем тоже. Там же отсутствует клаксон, добавил из сохранившихся запасов.

Ошибка инструкции: указан шаг вклейки задних габаритных огней, но ничего не сказано о передних, которые размещены на рубке. При этом сами детали в нужном количестве на литниках есть. Передние габариты надо приклеить самостоятельно. И добавить проводку к ним.
Брызговики на боксарте нарисованы, но в наборе нет даже в виде пластика. Добавил из фототравления для ИС-3М, частично изготовил сам.

Полностью отсутствуют большие дымовые шашки и их крепление на корме, положенные по штату. С шашками поможет афтемаркет, а крепления пришлось из обрезков фототравления и пластика сооружать самостоятельно.

Аналогично с бревном самовытаскивания. Штатно должно быть вместе с креплениями, но всё отсутствует. Крепления изготовил самостоятельно, а бревно сделал из круглых деревянных палочек для мороженного. На удивление у них практически полное совпадение с размером в пересчете на масштаб. Предварительно замочил в воде исходно очень гладкие палочки, чтобы естественные деревянные волокна слегка «распушились».

На корму рубки добавил штатный запасной пулеметный короб ДШК. По правой стороне рубки добавил отсутствующую кирку. По всему корпусу, особенно вокруг маски орудия, добавил крепежные скобы для масксети или чехла. Все поручни традиционно поменял на проволоку. Добавил сетку над жалюзи воздуховода в середине МТО, ближе к рубке. «Зарядил» зенитный пулемет патронной лентой.

Остальное из афтемаркета указывать не буду, просто выполняется по инструкции.

Как видно из вышесказанного, набор оставляет, мягко говоря, большой запас для творчества, если хочется приблизиться к оригиналу. Из коробки слишком много недостатков.

Интересная деталь. Когда развалился Советский Союз, одна из ИСУ-152К с консервации была передана в полностью комплектном и рабочем состоянии в музей «Бастонские бараки» в Бельгии. Это, наверное, единственный экземпляр модификации «К» на ходу, в оригинальном виде и с периодической демонстрацией. Можно найти на Youtube, отличные видео-референсы. Особенно помогает в окраске.
Перед окраской на модели была сымитирована узнаваемая и яркая текстура советской литой брони там, где она присутствовала. Этого не видно на фотографиях сборки, было сделано несколько позже. Кроме этого, было добавлено бревно самовытаскивания и его крепления.
Что было сделано дополнительно:
  1. Восстановлены триплексы в люках наводчика и командира
  2. Восстановлен сигнал
  3. Проводка к фарам и сигналу
  4. Защита фар
  5. Проводка габаритных фонарей
  6. Штуцер топливопровода для дополнительных баков
  7. Крюки крепления тросов
  8. Десятки крепежных скоб и проушин
  9. 12 поручней
  10. Крепления БДШ
  11. Крепления бревна самовытаскивания и само бревно
  12. Сетка над окном впуска воздуха в двигатель
  13. Восстановлен штатный шанцевый инструмент
  14. Имитация текстуры литой брони
Используемые материалы:
  • Набор Trumpeter 05591;
  • Фототравление для ИСУ-152 Microdesign MD 035300;
  • Фототравление топливные баки Microdesign MD 035251;
  • Фототравление дымовые шашки БДШ-5 Microdesign 035291;
  • Фототравление короб пулеметной ленты Microdesign 035484;
  • Точеный ствол пулемета ДШК Magic Models MM35105;
  • Смоляная пулеметная лента 12.7мм Zebrano ZA35226
  • Фара из набора Elf 3502;
  • Антенны для советской бронетехники Aber R33;
  • Кирка из набора 3503 от «Звезды»;
  • Медная проволока разного диаметра.
Как оцените работу?
Хотите, чтобы я сообщал о новых публикациях?
Оставьте свой Email для связи. Когда появится новая модель или новость, я отправлю вам письмо об этом.