Где-то, в одной из параллельных веток метавселенной, в конце 1945, после успешных испытаний Танковая комиссия при личном участии Генриха Книпкампа приняла на вооружение проект сверхтяжелого танка E-100. Как бы он выглядел выходя из ворот сборочных цехов Henschel? Время умозрительно представить ход мысли инженеров и позаимствовать решения родственных машин. А таковые были и прежде всего Тигр II. Ведь сам проект E-100 изначально инициирован как план «Б» относительно «Мауса», представляя альтернативу более легкой машины с максимальной унификацией существующих элементов и агрегатов Тигра II, против дорогостоящего и инновационного гибридного «Мауса».
Серийная и свежая боевая машина обнаруживает себя прежде всего комплектностью в полном объеме. Весь этот ворох инструмента, крепежа, запасных частей, мест хранения, оборудования, внешних приборов - всегда добавляет жизни прототипам и проектам, в ином случае модели выглядят обнаженными. На этом этапе нам потребуются другие два инструмента: логика и здравый смысл, с щепоткой фантазии.
На момент работы над моделью не существовало фототравления конкретно под этот набор. А вот под E-100 от Trumpeter фототравление было - Voyager PE35245. И, забегая вперед, этот вариант универсально подходит под детище Amusing Hobby тоже, с небольшими коррекциями.
Начнем с шанцевого инструмента и огнетушителя. Забавно, что в наборе идет литник с инструментом, но при этом нет упоминания в инструкции, куда его ставить. Японский производитель намекает на сборку модели не в форме исторического прототипа, а как действующую машину. Что же, я только за. Немецкая практика размещать инструмент по бортам из-за съемных бортовых экранов здесь не применима. А вот аналогичная практика размещения на крыше корпуса очень даже. Так и раскидал над боевым отделением и моторным отсеком. Лопату, за неимением места, логично разместить на ВЛД. Там же замена фары и детализация фототравлением. Идущая из набора фара очень странная, мелкая. Обозначенную в корпусе проводку к фаре рекомендую срезать и заменить на проволоку.
Волюнтаристским решением добавил в лоб шаровую установку пулемета kugelblende от Тигра II с точеным стволом танкового пулемета MG-34T от Model Point (MP35100). Вокруг проложил сварной шов. Формально это гнездо отсутствовало на единственном существующем корпусе прототипа и на чертежах. Тем не менее на родственных и тяжелых машинах, таких как Тигр II, Ягдтигр, гнездо стоит. Да, у них лобовая деталь толщиной 150мм против 200мм у E-100, но устройство kugelblende предполагает установку практически в любую толщину. Однозначных оправданий, почему это невозможно, я для себя не нашел и установил ради эффектного вида.
Вернемся на корму, конкретно моторное отделение. Травленые сетки вентиляции из набора отвратительные, перфорация ничего общего не имеет с реальностью. И здесь снова помогает латунь от Voyager, здесь сетки схожего рисунка и мелкая, аккуратная деталировка. Но размер не подходит. Это легко исправить. По периметру сеток Amusing Hobby, используя их как маску, вырезаем ножом сетки для Trumpeter и вклеиваем в паз отлитых в корпусе рамок сеток. Такая конструкция соответствует фотографиям и E-100 и Тигра II и закрывает вопрос.
Воздуховод ОПВТ двигателя в наборе прикрыт заглушкой. Справедливости ради изредка такое бывало, но я решил сделать более выразительный и частый вариант с отверстием и сеткой, ориентируясь на Тигра II и другие машины. Сетка тоже есть в наборе фототравления.
Добавил два тубуса: тот, что побольше, хранит в себе банник орудия; тот, что меньше - хранит дополнительные секции антенны FuG-8. И здесь уместно остановиться на радиостанциях подробней. В мои планы входило сделать командующий подразделением танк. Таковой может иметь комплект от двух до трех радиостанций. Три антенны выглядят избыточно, остановился на двух: радиостанции FuG-5, для общения между собой, идущую на каждом танке и «зонтик» FuG-8, для дальней связи между подразделениями, присущую командирским машинам. Антенный ввод FuG-8 установлен в бронекожухе на корме, использовал смолу из набора Voyager. Антенный ввод FuG-5 установлен в углу крыши башни. В соответствии с близкой по конструкции технике. В процессе аккуратно высчитываем размер антенн, конвертация в 1/35.
Кормовой лист. Добавляем в логичные позиции буксировочные крюки, крепление конвойного фонаря, светоотражатель и ящик хранения ПНВ FG 1250. Последнему надо самостоятельно изготовить запирающую ручку и петлю сверху. Все имеется в фототравлении от Voyager.
Тонкие выхлопные трубы уступают место внушительным пламегасителям, откопированным от Пантеры. Они к лицу этому стальному монстру. Пламегасители исторически допустимы, есть известная фотография Тигра II с ними, развернутыми горизонтально. Крепления можно изготовить из обрезков фототравления, сымитировав сварку с помощью шпаклевки.
Рымы бронировки выхлопа заслуживают большей детализации и самостоятельного изготовления.
Также большей детализации заслуживают буксировочные серьги, коих вкруг 6 штук. А именно адекватного изображения пальцев, в качестве которого выступает точеный афтемаркет.
И с одетыми бортовыми экранами и со снятыми E-100 выглядит одинаково эффектно. Я не хотел выбирать, поэтому было особо важным реализовать экраны съемными. В начале хотел пойти уже знакомым путем из прошлого и сделать их на магнитах, но размещать их скрыто негде, а портить вид не хотелось. И тогда я пришел к, казалось бы, очевидному подходу - сделать имитацию штифтов так, как это было задумано на реальном прототипе. Штифты изготовил из толстой проволоки, подогнал и оказалось, что они отлично встают, отлично держат экраны и позволяют свободно их снимать. Думаю это стало одной из ключевых фишек модели.
Вопрос посадки экипажа в танк, если задуматься, довольно серьезный. На «Маус», например, залезали вообще по приставной лестнице. Правда только в ходе испытаний. В боевом режиме придумали бы оперативный способ доступа. E-100 тоже огромен, как никто. Борта покатые, мимо башни по борту не пройти. Нос неудобный, но используя буксировочные серьги мехвод и радист смогут залезть. Остальным четверым членам экипажа оптимальный вариант с кормы, туда я и добавил поручень. Этого достаточно, чтобы залезть на корпус, используя различные кормовые детали. Но как забраться на башню, ведь она высотой по грудь, даже если стоишь на надмоторной плите. Сделал импровизированную лесенку из проволоки. Она расположена на люке в корме башни, но волноваться не о чем, так как люк установлен не на петле, а на сложном шарнире, кинематика которого не даст упереться этими поручнями куда-то при открытии люка.
Незаметно перешли на башню, ей и продолжим. По бокам от лесенки добавил два самодельных ящика для личных вещей, схожие стояли на Ягдпантере на корме рубки. Сверху крышки на петлях (Aber R-22) и защелки к ним (Aber 35 A93).
Заметным и важным на мой взгляд решением было добавление командирской башенки. Мне не понятно как может быть командир с полным отсутствием приборов наблюдения, как предлагает Amusing Hobby. Даже перископа не наблюдается, который есть у «Мауса». Выбирая между башенкой от Тигра II или Пантеры остановился на последней. Потому что башенка Тигра II сильно ниже и выступающий впереди дальномер перекроет весь фронтальный угол обзора. Возможно возникнет вопрос, почему справа а не слева? Уверен что это единственный возможный вариант. По немецким нормативам любому орудию более 100мм полагалось два заряжающих, попробуй потягай одним человеком выстрел, хоть и раздельный, но суммарным весом почти 30кг. Обычно на всей немецкой технике командирская башенка слева, включая Тигр II, но у него орудие 88мм. А вот серийный самоход Ягдтигр имел орудие более 100мм, а именно 128. Ровно такое же, как у «Мауса» и E-100. И именно у Ягдтигра комбашенка находится уже справа, как и перископ командира у «Мауса», иначе разместить экипаж с двумя заряжающими не получится. Есть причина и в выборе башенки вместо перископа, как у «Мауса». Дело в том, что у «Мауса» отказались от нее из за толстенного борта башни в 200мм. Либо смещать ближе к центру, что невозможно из-за орудия, либо делать наплыв в борту, как у Тигра II, но в уникальном листе в 200мм. Вспомним, у E-100 облегченная башня тоньше в борту аж на 160мм, что дает достаточно места для командирской башенки.
По бортам башни добавил запасные траки по образу Тигра II. Их крепления и замки на осях изготовил самостоятельно.
Краны для съема бортовых экранов очевидно требуют грузовой блок, как минимум один. Я использовал Aber R-09n и цепи RB Model 134 01.
Во лбу башни отверстие для, очевидно, пулемета MG-34T. Точеный ствол пулемета установлен.
Напоследок поручни на всех имеющихся люках заменил на проволоку.